Новости образования

RSS
  • Ученые ВлГУ создали уникальный фильтр для систем охлаждения двигателя
    Научный коллектив создал и исследовал в лабораторных и реальных эксплуатационных условиях макетный и опытный образцы оригинального гидроциклонного фильтра-сепаратора охлаждающей жидкости.
    Проектом «Разработка конструкции инновационного высокоэффективного фильтра для систем охлаждения автотранспортных двигателей и формирование научно-технического задела для развития его промышленного производства»  руководит профессор кафедры ТДиЭУ Сергей Драгомиров. В творческий коллектив входят выпускники – инженеры – и аспиранты, а также студенты кафедры кафедры ТДиЭУ. В течение последних пяти лет ведутся успешные исследования по совершенствованию систем охлаждения автотранспортных поршневых двигателей.
     «С момента появления системы жидкостного охлаждения (СЖО) существует проблема поддержания ее чистоты. Это крайне важно для нормальной работы автотранспортных поршневых двигателей. К сожалению, в современной науке и практике автомобильной индустрии она до сих пор радикально не решена, – объясняет актуальность разработок Сергей Драгомиров и приводит следующие данные: – До 40 % неисправностей и отказов двигателей на автомобильной и тракторной технике приходится на СЖО. Проблема касается всех типов автомобилей. Но чаще неполадки возникают в двигателях автобусов, тяжелых грузовиков, тягачей, тракторов, лесотехнических и сельскохозяйственных машин. Причина тому – более сложные условия работы и большие нагрузки».
    К основным неисправностям СЖО относятся различные течи, разрушение прокладок и сальников, ошибки в срабатывании термостатов, закупоривание проточных каналов радиаторов, блоков и головок цилиндров. Эти проблемы в значительной степени обусловлены наличием в охлаждающей жидкости загрязнений различной природы, которые появляются вследствие физико-химического взаимодействия охлаждающей жидкости с различными разнородными элементами и материалами СЖО. 
    «В ходе эксплуатации автомобиля в системе охлаждения из-за кавитации и различных химических процессов появляется коррозия, накипь на теплопередающих поверхностях, образуются мелкие металлические частицы и продукты разложения антифризов. В результате этого ухудшается передача тепла от нагретых деталей двигателя, что может вызвать его перегрев и снижение энергетических показателей и даже вывести из строя», – пояснил научный руководитель проекта. 
    Применение абсолютно чистой охлаждающей жидкости практически невозможно, потому что всегда будут существовать производственно-технологические и эксплуатационные условия, способствующие образованию загрязнений. По мнению авторов проекта, кардинальным решением этой проблемы может быть установка высокоэффективного, надежного, простого и недорогого фильтра охлаждающей жидкости. Точное техническое его название – гидроциклонный фильтр-сепаратор охлаждающей жидкости. Гидроциклонные фильтры-сепараторы (ГФС) обладают целым рядом принципиальных достоинств: высокой производительностью и непрерывностью работы; предельно простой конструкцией, не содержащей подвижных элементов; низкой стоимостью; высокой эффективностью. У них практически неограниченный срок службы, повышенная надежность даже при тяжелых условиях эксплуатации, их легко установить в подкапотное пространство. Эти устройства не имеют фильтрующего элемента как такового. 
    Алюминиевый вариант гидроциклонного фильтра-сепаратора охлаждающей жидкости уже производится и установлен на нескольких десятках городских автобусов во Владимире. Разработка инженеров из ВлГУ не имеет прямых аналогов ни в России, ни за рубежом. Оригинальность технического решения, положенного в основу данной конструкции фильтра, подтверждена патентом РФ на изобретение.
  • Ботаники АлтГУ успешно реализуют проект по улучшению пастбищ степей Алтайского края

    В рамках проекта «Оценка дикорастущих кормовых трав и интродукция бобовых в условиях сухостепной зоны Кулунды на сенокосно-пастбищных угодьях ООО КХ «Партнер» Михайловского района Алтайского края» коллектив ученых АлтГУ под руководством декана биологического факультета АлтГУ, д.б.н., профессора Марины Силантьевой проводит исследовательские работы на 3-х пастбищных участках, одном сенокосном и одном коллекционном (семенном маточнике кормовых трав), где проводятся интродукционные работы.

    Ведущий исполнитель проекта, аспирант кафедры ботаники биологического факультета АлтГУ Татьяна Корниевская, рассказала, что проект рекультивации существует уже шесть лет и первые положительные результаты были получены в 2016 году, спустя четыре года после начала реализации нашего проекта. «Мы работаем на нескольких земельных участках одного из фермерских хозяйств Михайловского района. Здесь расположены экспериментальные площадки, где мы проводим улучшение, восстановление сильно нарушенных степных сенокосных и пастбищных угодий, малопродуктивных и деградированных, на которых в результате перевыпаса скота была сильно нарушена структура растительных сообществ, - отметила Татьяна Корниевская. – На экспериментальные площадки сенокосно-пастбищных угодий мы подсеваем растения для того, чтобы восстановить продуктивность и кормовую базу фермерского хозяйства. Работа очень интересная, но трудозатратная, тем более, что для получения ощутимых положительных результатов нужны годы».

    Ученые АлтГУ стали первыми исследователями, кто провел рекультивацию степей сухостепной зоны Кулунды Михайловского района Алтайского края методом полосного подсева многолетних трав в дернину. В рамках данного проекта были выявлены перспективные виды кормовых трав, устойчивых к условиям засухи, вытаптыванию животными и стравливанию.

     «У нас есть участок пашни, засеянный кормовыми травами, где мы наблюдаем за приспосабливаемостью растений к условиям сухостепной зоны. Это перспективные кормовые культуры, преимущественно семейств бобовых и злаковых. В частности, это несколько видов люцерны (посевная, хмелевидная, изменчивая и серповидная), астрагала (нутовый, эспарцетный и бороздчатый), сортов житняка гребневидного (уральский, карабалыкский), а также лядвенец рогатый, эспарцет песчаный, пырей ползучий, мятлик и другие – всего около 30 образцов растений. На интродукционном участке мы получаем семена растений, а затем их используем на сенокосе и на пастбище. Заметное улучшение травостоя, его естественное восстановление происходит, по нашим наблюдениям, только через четыре года, при условии ограничения пастбищной нагрузки и соблюдении других ограничительных  мер», - подчеркивает молодой ученый.

    Одним из результатов работы ботаников АлтГУ стала подготовка перечня рекомендаций для фермерских хозяйств с указанием мер, которые необходимо применять для улучшения пастбищ и сенокосных угодий. По словам ученых, это универсальный перечень эффективных мероприятий.

  • Продолжается прием заявок в План российско японских молодежных обменов на 2019 год

    В соответствии с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о создании Российско-Японской комиссии по молодежным обменам от 15 марта 1999 г. ежегодно реализуется план российско-японских молодежных обменов.

    План российско-японских молодежных обменов на 2019 год будет утвержден на заседании Российско-Японской комиссии по молодежным обменам, которое состоится в первом квартале 2019 года в г. Москве.

    В настоящее время продолжается прием заявок в План российско-японских молодежных обменов на 2019 год. 

    Заявки принимаются от образовательных и общественных организаций, имеющих партнерские связи с Японией и реализующих российско-японские молодежные обмены, до 18:00 (по московскому времени) 31 января 2019 года по адресу электронной почты: sokolova@rscenter.ruстрого в формате Word (форма заявки).

    Дополнительную информацию можно получить в ФГБУ «Ресурсный молодежный центр»: (495) 123-33-44(доб.7503), sokolova@rscenter.ru, контактное лицо: советник директора Соколова Дина Александровна.

  • Проект 5 100 подводит итоги уходящего года вузы участники в рейтингах

    Мировые рейтинги университетов ‒ это один из инструментов оценки эффективности проводимой деятельности по повышению конкурентоспособности университетов. Это также индикатор уровня международной интеграции национальной высшей школы. А вхождение в рейтинги является результатом планомерной работы университета, реализации мер господдержки вузов и консолидации усилий и ресурсов вузов, научных организаций, бизнеса и регионов.

    В значительной мере колебания, которые ежегодно фиксируются в мировых рейтингах, дают Проекту 5-100 «обратную связь»: они показывают, какие результаты приносят прилагаемые усилия по повышению конкурентоспособности российского образования и как вузы включаются в этот процесс.

    В 2018 году в институциональный рейтинг QS вошли 17 российских университетов – участников Проекта 5-100, продемонстрировав лучшие результаты с 2004 года. Помимо расширения представительства вузов данной группы в рейтинге, отмечено значительное перераспределение университетов в сторону повышения их рейтингового диапазона. 

    Так, в топ-300 вошло два вуза-участника (НГУ на 244-м месте и ТГУ на 277-м месте), в то время как в прошлом году в топ-300 входил лишь один вуз – участник Проекта 5-100 (НГУ занимал 250-ю позицию в рейтинге). Топ-500 лучших вузов мира пополнился двумя университетами Проекта: в 2017 году в этой категории было 9 вузов, а в 2018 году ‒ уже 11. 

    Эксперты рейтингового агентства отмечают, что сильными сторонами вузов являются соотношение научно-педагогического состава и студентов и доля иностранных студентов. 

    Прорыв года

    Прорывом года эксперты называют существенное расширение присутствия вузов – участников Проекта 5-100 в отраслевых рейтингах QS: с 8 вузов в 2017 году до 11 в 2018 году. Также возросло количество суммарного попадания вузов Проекта 5-100 в отраслевые рейтинги ‒ с 15 в 2017 году до 26 раз в 2018 году. 

    При этом все российские университеты, вошедшие в отраслевые рейтинги QS, улучшили свои позиции по сравнению с 2017 годом, некоторые – более чем на 100 позиций. Наибольший рост – более 100 позиций – демонстрируют ТПУ в рейтинге «Инженерные науки и технологии» и ТГУ в рейтинге «Естественные науки».

    Стоит отметить, что в топ-100 отраслевых рейтингов QS российская высшая школа представлена двумя вузами – участниками Проекта 5-100. НГУ занял 63-ю позицию в рейтинге «Естественные науки», ВШЭ – 73-ю позицию в рейтинге «Социальные науки и менеджмент». 

    В то время как в топ-100 предметных рейтингов QS входит пять вузов-победителей: НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», НИЯУ МИФИ, НГУ, МФТИ. Лучший результат среди вузов Проекта показал НИТУ «МИСиС», который второй год подряд входит в топ-50 лучших вузов мира в предметном рейтинге «Инженерное дело в горной промышленности и добыче полезных ископаемых».  

    Корригирование года

    Позитивным моментом для Проекта 5-100 в 2018 году стало вхождение 10 вузов-участников в институциональный рейтинг ARWU, включая претендентов на вхождение в топ-500. Для сравнения: в 2017 году только два университета Проекта 5-100 входили в общий рейтинг.

    В уходящем году все университеты Проекта 5-100 вошли в такие региональные рейтинги, как «QS University Rankings: Восточная Европа и Центральная Азия» и QS World University Rankings BRICS – рейтинг лучших университетов стран БРИКС. Кроме того, Россия стала самой представленной страной в рейтинге THE ведущих университетов стран Евразийского региона.

    Важным событием года стало возвращение МФТИ в топ-100 репутационного рейтинга THE – одного из самых престижных рейтингов, основанного на опросе экспертов и выявляющего академическую репутацию университетов как в преподавании, так и в сфере научных исследований.  

    Шаг вперед

    18 университетов – участников Проекта повышения конкурентоспособности вошли в общий рейтинг THE. В прошлом году их было на один вуз меньше. Стоит напомнить, что в 2012 году, а Проект 5-100 стартовал в России только в 2013 году, в данном рейтинге присутствовал лишь один российский вуз ‒ НИЯУ МИФИ. В 2018 году первое место среди университетов – участников Проекта 5-100 занимает МФТИ, расположившись в рейтинговом диапазоне 251-300. 

    Улучшилась в этом году и ситуация в предметных рейтингах ARWU: в них вошли 11 вузов Проекта 5-100, которые заняли места в 17 предметных областях. В прошлом году в рейтинги входило 8 вузов в 9 предметных областях. 

    Лидерами по числу вхождений в несколько предметных областей стали НГУ и НИУ ВШЭ, вошедшие в 8 и 5 предметных рейтингов соответственно. Кроме того, увеличилось количество вузов Проекта 5-100 в топ-100 рейтинга. По итогам  года в данный рейтинговый диапазон входят: НИУ ВШЭ, НИТУ «МИСиС», НГУ.

    В 2018 году вузы – участники Проекта 5-100 продолжили расширять свое присутствие в предметных рейтингах THE: если в прошлом году их было 11, то в этом их стало 18 ‒ сразу на 7 больше. МФТИ и НИЯУ МИФИ вошли в топ-100 по направлению «Физические науки», а Университет ИТМО – в топ-100 рейтинга «Компьютерные науки (информатика)». КФУ стал российским лидером предметного рейтинга «Образование», НИУ ВШЭ – «Социальные науки». Помимо этого, НИУ ВШЭ делит первое место среди российских университетов с МГУ им. М.В. Ломоносова в рейтинге «Бизнес и экономика».

    Кроме того, вузы – участники Проекта повышения конкурентоспособности продолжили расширять свое представительство в рейтингах THE, оценивающих как уровень интернационализации вузов, так и качество образовательной среды. В топ-200 рейтинга 

    университетов с наибольшим количеством иностранных студентов вошли РУДН, НИТУ «МИСиС», ТПУ и ТГУ. МФТИ, ТГУ, НИЯУ МИФИ, НИУ ВШЭ, НГУ вошли в этом году в рейтинг самых интернациональных университетов мира. НГУ, СПбПУ, НИЯУ МИФИ, 

    ТПУ, ДВФУ, ТГУ, Университет Лобачевского вошли в топ-100 рейтинга университетов с наименьшим отношением числа студентов к числу преподавателей, в том числе НГУ и СПбПУ – в топ-50. 

    НИУ ВШЭ вошел в топ-40 сильнейших молодых университетов мира по версии QS, поднявшись на 10 позиций, а по версии THE, закрепился в топ-100, продвинувшись на 12 мест.

    Общая картина к концу 2018 года

    По итогам 2018 года в институциональных, отраслевых и предметных рейтингах представлено 47 российских университетов, в том числе 19 вузов – участников Проекта 5-100.

    Число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих мировых рейтингов (отраслевых, предметных и институциональных), – 18, в том числе 8 вузов-участников; в топ-100 – 11, в том числе 6 вузов Проекта 5-100.

  • СФУ обеспечит лингвосопровождение Универсиады 2019

    Сибирский федеральный университет стал победителем конкурса на лингвистическое сопровождение XXIX Всемирной зимней Универсиады — 2019 и окажет услуги по письменному и устному переводу всех мероприятий в рамках подготовки и проведения студенческих игр в Красноярске.

    Успешную коммуникацию и комфортное пребывание спортсменов, технических делегатов FISU и иностранных гостей Универсиады обеспечит команда высококвалифицированных переводчиков из Института филологии и языковой коммуникации СФУ, а также привлеченные специалисты из других городов - Новосибирска, Екатеринбурга, Челябинска, Москвы

    В круг обязанностей лингвистов входит письменный перевод текстов с европейских и восточных языков на русский и наоборот, а также устный последовательный и синхронный переводы, включая синхронный перевод без использования оборудования – шушотаж. Кроме этого, специалисты университета сопровождают все тестовые мероприятия и сами студенческие игры-2019 техническим оборудованием для синхронного перевода и системой «Радиогид».

    По словам директора ИФиЯК СФУ Людмилы Куликовой, работа по лингвистическому сопровождению уже ведётся.

    «Наши переводчики приступили к работе ещё в октябре и обеспечивают лингвистическое сопровождение технических совещаний и тестовых соревнований по хоккею, фигурному катанию, шорт-треку, лыжным гонкам, сноуборду, фристайлу и кёрлингу. Подготовительные мероприятия продлятся до конца этого года, а новый, 2019 год, мы начнём с подготовки встреч англо-, немецко-, испанско-, французско-, корейско-, китайско-, японскоговорящих участников и гостей Универсиады-2019, – отметила она. – Команда СФУ полностью готова к главному спортивному событию в Красноярске. К устному переводу мероприятий Универсиады-2019 мы планируем привлечь как минимум 150 переводчиков. Что касается письменного перевода, мы уже перевели более тысячи страниц различных текстов, а в целом работы по письменному переводу будут продолжаться до 30 июня 2019».

  • Техникумы и колледжи чутко реагируют на потребности работодателей

    Техникумы и колледжи активно меняют учебные программы и набор специальностей, подстраиваясь под потребности рынка образовательных услуг. Многим среднеспециальным учебным заведениям удалось найти собственную нишу и достичь определенных успехов в подготовке кадров для той или иной отрасли. Успехом, к слову, называют почти стопроцентное трудоустройство выпускников на предприятиях-партнерах, топ-менеджмент которых еще пять лет назад не планировал сотрудничества с техникумами. Теперь же представители бизнеса активно участвуют и в корректировке учебных программ, и в практическом обучении начинающих специалистов.

    Тренд на такое сотрудничество впервые в Черноземье обозначили белгородцы. Почти семь лет назад там каждый ссуз получил "якорного" работодателя, готового не просто формировать заказ на специалистов, но и инвестировать в материальную базу техникума или колледжа, помогать в организации практических занятий - а они заняли процентов 70 всего учебного плана. Также пришлось возродить институт наставничества среди профессионалов, которые уже успешно трудятся на предприятиях.

    Сегодня почти не вспоминают, что вся эта реформа началась с помощью административных методов - по инициативе главы региона - и проходила болезненно. Преподаватели-теоретики не хотели "отдавать часы" практикам. Последние - выходцы из числа обычных специалистов-производственников - постигали азы педагогики прямо на рабочем месте. Кадровый состав менялся, некоторые учебные заведения подвергли слиянию. Помимо этого, нужно было сделать главное - найти общий язык с работодателями: ведь постепенно, помимо якорного, каждый ссуз "оброс" еще массой предприятий-партнеров.

    Теперь больше половины выпускников белгородских школ выбирают для первого образования не вузы, а колледжи. При этом документы подают уже с четким намерением не просто выучиться, а работать на конкретном предприятии-"якоре". А уже во время практики многие получают в дополнение к стипендии зарплату настоящего специалиста. Когда реформа только началась, о конкурсе в техникумы подумать не могли, но теперь это реальность: за одно бюджетное место приходится бороться на конкурсе аттестатов трем-пяти абитуриентам.

    Этот опыт стали все активнее повторять в соседних регионах. Только процесс идет, можно сказать, стихийно.

    В Липецкой области о реформе системы подготовки рабочих кадров заявил врио главы региона Игорь Артамонов. Он впервые назвал высокую квалификацию специалистов конкурентным преимуществом региона и одним из факторов инвестиционной привлекательности территории: ведь бизнес приходит туда, где ему не надо заботиться о глобальной переподготовке людей для работы в своих цехах.

    Более половины выпускников белгородских школ выбирают для первого образования не вузы, а колледжи

    Пока же дефицит таких кадров ощущают нас себе практически все липецкие инвесторы. В центрах занятости, в свою очередь, подчеркивают, что вакансий сварщиков, токарей, фрезеровщиков, владеющих навыками работы на станках с числовым программным управлением, а также специалистов автоматизации производственных процессов и мехатроников - полным полно. Нужны региону и робототехники, и способные управлять новейшими сельскохозяйственными машинами инженеры и механики. Однако система их подготовки меняется пока очень медленно, хоть и небезуспешно.

    Примечательно, что первыми ветер перемен в отрасли почувствовали в старейших ссузах региона. Так, Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства сегодня работает в полторы смены - из-за популярности среди молодежи и пула работодателей.

    - У нас стопроцентное трудоустройство выпускников, - рассказывает директор учебного заведения Роман Подмарков. - Как мы нашли работодателей-партнеров? Да даже не могу сказать... Они сами к нам идут и идут. Конечно, самый крупный - наш Новолипецкий меткомбинат, но есть и, к примеру, владельцы автосервисов. То есть - представители малого бизнеса.

    Предприниматели часто помогают колледжу, предоставляя свои площадки для практики. Есть вещи, которым в любой профессии надо учиться, стоя рядом с профессионалом. Роман Подмарков подчеркивает: это и есть наставничество, только пока его так не называют.

    - Мы с каждым годом чувствуем все большую заинтересованность в наших услугах, - поясняет директор. - Но и сами стараемся повышать планку.

    На вопрос, почему те же автосервисы не могут объединиться и открыть собственный учебный центр - ведь практики там хоть отбавляй, ответа пока нет. Роман Подмарков отмечает, что, возможно, дело в том, что студенты ссузов участвуют в различных конкурсах и олимпиадах профмастерства. Ездят по стране "себя показать и на других посмотреть".

    - К тому же мы даем среднее образование, социализируем учащихся, - продолжает он. - Сегодня это важно в любой сфере: иметь базовые знания и уметь общаться с людьми.

    В свою очередь, работодатель делает все возможное, чтобы будущий специалист пришел на рынок максимально подготовленным: ведь бизнесу это очень выгодно - не тратить время на переобучение.

    О важности деталей

    На Михайловском ГОКе этот принцип поняли давно и стали инвестировать в учебные заведения, начиная с детских садов. Проще говоря, прививали лояльность к градообразующему предприятию. Однако только этим молодые кадры не удержишь. Поэтому в ремонтно-механическом управлении комбината решили сотрудничать с Железногорским политехническим колледжем, причем весьма своеобразно. Будущим токарям и фрезеровщикам, по сути, дают заказ на выполнение самых серьезных работ, и если те справляются - получают хорошие деньги. Так, на занятиях по производственному обучению вчерашние школьники изготавливают детали для машин, которые потом используются специалистами ремонтно-механического управления комбината. Сейчас уже немалая часть техники действует благодаря мастерству студентов.

    Директор колледжа Иван Хатюхин пользу от этого проекта объясняет просто.

    - У нас студент не просто "механически" обучается, - рассказывает он, - а изучает технологию и экономику. Смотрит в наряд - там норма времени: сколько должен изготовить продукции за час-два. Это очень важно для станочника.

    Точно так же работают штатные специалисты комбината. Начальник ремонтно-механического управления Андрей Шалагин называет этот процесс "макетом" работы на реальном производстве.

    - У нас выстроена целая цепочка, - уточняет Шалагин. - Каждая деталь, которая обрабатывается ребятами, маркируется их номером. После чего проходит процедура технического контроля нашим специалистом ОТК. И тем, кто не допустил брака, выпустил определенное количество деталей, выплачивается вознаграждение за выполненную работу.

    Однако в этой ситуации важен и психологический настрой студентов: уже на втором курсе они получают возможность успешно работать на ведущем предприятии региона, и если решат продолжить обучение, то вполне осознанно.

    https://rg.ru/2019/01/22/reg-cfo/tehnikumy-i-kolledzhi-uchli-potrebnosti-rabotodatelej.htmln

Архив новостей

  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Пройди on-line тестирование для получения сертификата пользователя!

Вход в личный кабинет