Новости образования

RSS
  • 115 российских университетов с сентября открывают набор студентов на цифровые кафедры

    Ожидается, что до конца 2025 года «цифровые кафедры» окончат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по IТ-профилю получат 1 млн 135 тыс. студентов. Обучение стартует с сентября 2022 года по 300 образовательным программам. Проект «Цифровые кафедры» реализуется на базе 115 университетов-участников и кандидатов на участие программы «Приоритет 2030».

    По словам заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко, в этом году поступить на «цифровые кафедры» и получить дополнительную квалификацию в области IТ сможет более 80 тыс. молодых людей.

    «Каждый вуз ведет разработку образовательных программ дополнительной профессиональной переподготовки. Всего на базе «цифровых кафедр» их будет запущено более 300. Это, например, разработка цифровых продуктов, веб-приложений, администрирование отечественных операционных систем и многие другие. Отмечу, что количество «цифровых кафедр» будет расширяться. Они будут открываться в университетах, которые присоединятся к программе «Приоритет 2030»», – сообщил вице-премьер.

     

    Студентам в процессе обучения предстоит пройти комплексную оценку развития цифровых компетенций. Для этого на базе университета «Иннополис» сформирован ассесмент-центр. Учащимся будут предложены тесты и кейсы в соответствии с тематикой их программ дополнительной профподготовки. Результаты позволят оценить уровень сформированности цифровых компетенций студентов по окончании обучения на «цифровых кафедрах».

     

    Представители российских вузов, в которых откроются «цифровые кафедры», рассказали об особенностях образовательного процесса. По словам советника ректората МИРЭА – Российского технологического университета Игоря Рогова, «цифровая кафедра» подразумевает получение IT-компетенций студентами практически всех направлений подготовки и специальностей университета.

    «При этом для студентов, и так обучающихся по IT-направлениям, речь идет об усиленной подготовке и обучению новому виду профессиональной деятельности. Для остальных студентов реализуются программы попроще, направленные на развитие базовых, но критически необходимых на современном этапе IT-компетенций. Программы цифровой кафедры в РТУ МИРЭА реализуются по таким направлениям, как интернет веще, средства программной разработки, программирование и создание IT-продуктов, системное администрирование, разработка мобильных приложений, управление на основе данных, создание алгоритмов и программ, пригодных для практического применения», –  рассказал Игорь Рогов.

     

    По мнению первого проректора Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Сергея Салихова, создание «цифровых кафедр» позволит вузам усилить связь с индустрией, а студентам – получить дополнительную квалификацию благодаря участию в реальных проектах, реализуемых профильными компаниями.

    «Инициатива Минобрнауки и Минцифры РФ очень своевременна и отражает ситуацию на рынке труда – нехватку профессиональных кадров в области IT. Кадровые агентства еще в 2021 году отмечали рост спроса на сотрудников по отдельным направлениям, например, в Data Science – более чем на 200%. События, связанные с самоизоляцией из-за COVID-19, также сильно изменили бизнес-процессы компаний, и спрос на специалистов превышает предложение», – говорит Сергей Салихов.

    Студенты социогуманитарных факультетов Томского госуниверситета смогут получить дополнительную квалификацию по дата-аналитике и медиамаркетингу. 

    «Умение работать с большими данными – это критически важный навык для современных исследователей. Ранее программу по big data в междисциплинарных командах уже апробировали в рамках школы анализа данных Data Hogwarts, – отмечаетЮлия Эмер, проректор ТГУ по информационной политике и цифровым коммуникациям. – Образовательные результаты работы «цифровых кафедр», а именно, компетенции в сфере цифровых исследований, в дальнейшем могут быть интегрированы в факультетские треки».

     

    В Северо-Кавказском федеральном университетев настоящее время также ведется работа по созданию программ профессиональной переподготовки в сфере программирования и IT-разработок по востребованным в цифровой экономике направлениям.

    В рамках программ студенты будут осваивать такие области, как «Большие данные», «Интернет вещей», «Искусственный интеллект», «Кибербезопасность и защита данных», «Новые и портативные источники энергии», «Программирование и создание ИТ-продуктов», «Промышленный дизайн и 3D-моделирование», «Цифровой дизайн», а также «Цифровой маркетинг и медиа».

    «Программы предназначены для студентов 3-4 курсов бакалавриата и рассчитаны на 12 месяцев обучения, так что первый выпуск в рамках цифровых кафедр пройдет в 2023 году», – отметил ректор СКФУ Дмитрий Беспалов.

    Напомним, «цифровые кафедры» запущены в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала IТ-отрасли» (нацпрограммы «Цифровая экономика»), созданного на базе утвержденной Председателем Правительства РФ стратегической инициативы.

  • Для студентов колледжей стартовал новый сезон Всероссийского конкурса Большая перемена

    Конкурс «Большая перемена» входит в президентскую платформу «Россия — страна возможностей» и проходит при поддержке Минобрнауки России. Это самый масштабный проект для детей и подростков в стране, в прошлом году в нем приняли участие более 2,5 млн школьников и студентов колледжей со всей России. Регистрация участников нового сезона конкурса продлится до 10 июня на сайте.

    «Большая перемена» проводится в несколько этапов по 12 направлениям. Участники получат возможность проявить себя, найти свои сильные стороны, развить навыки лидерства, коммуникабельность и способность проявлять креативное мышление. В дистанционном формате они пройдут тестирование и решат задания, разработанные партнерами конкурса — ведущими российскими компаниями и вузами. А финал пройдет в ноябре в Нижнем Новгороде.

    По итогам конкурса будут определены 300 студентов выпускных курсов колледжей, которые получат по 1 млн рублей на свое дальнейшее образование, саморазвитие или запуск стартапа. Студенты младших курсов также получат денежный приз — по 200 тыс. рублей. Награждены будут и 20 колледжей, подготовивших максимальное количество финалистов. Они получат гранты в размере 2 млн рублей на развитие образовательной среды. Решение о том, на что будут потрачены средства, руководители будут принимать вместе с ребятами, которые принесли колледжу победу.

  • Дмитрий Чернышенко Российские вузы готовы к старту приемной кампании

    Российские вузы и их филиалы готовы к старту приемной кампании, которая должна начаться не позднее 20 июня. Об этом сообщил заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.

    Вице-премьер напомнил, что по поручению Президента Владимира Путина в России ежегодно увеличивается количество бюджетных мест в организациях высшего образования. В этом году начать бесплатное обучение смогут более 588 тыс. человек. Это на 11,5 тыс. человек больше, чем в предыдущем году.

    «Российские вузы и их филиалы готовы к старту приемной кампании. В этом году на бюджетные места смогут поступить более 64% выпускников школ. Для них выделено 588 044 места. Причем 73% из них, по поручению Президента, отдается региональным вузам. Упор делается на инженерные специальности, что позволит обеспечить скорейшее импортозамещение. С сентября по данным направлениям начнут обучение почти 245 тыс. человек. На втором месте находятся педагогические специальности. По ним предусмотрено свыше 75 тыс. мест, следом идут общественные и медицинские науки. По ним предусмотрено свыше 68 и 54,7 тыс. мест, соответственно. В этом году абитуриенты смогут подать документы тремя способами: лично, по почте и в электронной форме — через сайт университета или суперсервис «Поступление в вуз онлайн», — отметил Дмитрий Чернышенко.

     

    Сервис, разработанный Минцифры при участии Минобрнауки России, расширяет возможности молодых людей, особенно проживающих в удаленных уголках страны, делает высшее образование доступнее. К нему на данный момент подключено 974 образовательных организации высшего образования и их филиала, в том числе 77 частных вузов. Чтобы им воспользоваться, у абитуриента должна быть подтвержденная учетная запись на портале «Госуслуги». В личный кабинет необходимо загрузить документы об образовании и личных достижениях. После их подтверждения предоставлять оригиналы в вуз будет не нужно.

    «Правительство уделяет большое внимание всем уровням высшего образования. Сегодня нашей экономике как никогда нужны сильные кадры. В предстоящем учебном году количество бюджетных мест в ординатуре увеличено на 13,6% и составило 19,7 тыс. мест. Бюджет распределен на направления: клиническая медицина, науки о здоровье и профилактическая медицина и фармация. В аспирантуре количество бюджетных мест в этом году увеличено на 6,1% и составило 17,5 тыс. Бесплатные места установлены по направлениям: информатика и вычислительная техника, биологические науки, физика и астрономия, клиническая медицина, науки о земле, сельское, лесное и рыбное хозяйство», — добавил Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.

    Напомним, по вопросам поступления в российские вузы в Минобрнауки России работает горячая линия: +7 (800) 301 44 55.

  • Генетическое тестирование гастропарк и подготовка кадров по запросам работодателей как вузы участники Приоритета 2030 влияют на развитие регионов

    В 2021 году в рамках программы «Приоритет 2030» 28 российских университетов получили специальные гранты по треку «Территориальное и (или) отраслевое лидерство». Представители вузов из разных частей страны рассказали, какая работа по развитию региона была проделана за год.

    В рамках нацпроекта «Наука и университеты» и по инициативе Правительства города Севастополя и Правительства Республики Крым в 2021 году на базе Севастопольского государственного университета (СевГУ) был создан межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня «МореАгроБиоТех».

    Его деятельность направлена на развитие и трансфер технологий инновационного судостроения, цифровой навигации и освоения ресурсов Мирового океана, агробиотехнологий, биомедицинских технологий. В ходе реализации стратегического проекта «Разработка и трансфер высоких технологий в морской сфере деятельности» создана и направлена на рассмотрение в Минпромторг России концепция по созданию на базе СевГУ морского научно-исследовательского полигона.

    Еще один вуз Южного федерального округа — Крымский федеральный университет (КФУ) им. В.И. Вернадского — в рамках проекта «Агрополис» ведет работу над созданием уникального комплекса, обеспечивающего производство привитого посадочного материала винограда, как основы для проведения научных исследований и апробации конструкторских разработок в Республике Крым.

    В рамках стратегического проекта «Крым 2.0» создается уникальный научно-образовательный полигон общероссийского и мирового значения — спелеопалеонтологический комплекс «Пещера Таврида».  

    Кроме того, на базе вуза планируется открыть Центр компетенций в области генетических исследований, Центр компетенций робот-ассистированных вмешательств и Научно-клинический центр «Технологии здоровья и реабилитации». В КФУ уже разработаны инновационные образовательные программы генетической направленности, создаются экспериментальные разработки в области лапароскопического инструмента роботизированного ассистента.

    Башкирский государственный университет (БашГУ) решает задачи по сохранению здоровья и повышению качества жизни населения Приволжского федерального округа в рамках стратегического проекта «Здоровое долголетие». В БашГУ открылись две лаборатории для проведения исследований в области популяционной и медицинской генетики и нейрокогнитивной геномики. В следующем году эти лаборатории станут исследовательской площадкой Клиники персонализированной медицины, где пациенты смогут получать услуги в области репродуктивной и предиктивной медицины, профилактики и лечения редких генетических заболеваний. На смену общим, «средним по больнице» медицинским методам придет индивидуальная терапия, которая учитывает особенности организма каждого пациента.

    «В Клинике персонализированной медицины мы будем разрабатывать высокоспецифичные тест-системы для прогнозирования индивидуальных рисков развития генетических заболеваний человека», — уточнила профессор кафедры медицинской генетики и фундаментальной медицины Института дополнительного профессионального образования БашГУ Александра Карунас.

    В перспективе программы развития вуза — создание центра евразийского уровня по проведению биомедицинских исследований для разработки новых подходов лечения и сохранения активного долголетия. Ученые и медики получат возможность разрабатывать новые генетические технологии, эффективные способы профилактики и ДНК-диагностики. Деятельность центра будет направлена на развитие персонализированной медицины, сохранение здоровья и повышение качества жизни человека.

    Сибирский федеральный университет (СФУ) реализует несколько значимых для Красноярского края проектов в области гастрономии и охраны памятников истории и культуры. Один из них,  «Гастрономический R&D-парк» (от англ. Research & Development, инфраструктура создания и трансфера технологий), разделен на два направления.

    Сейчас на этапе запуска находятся три проекта, которые уже получили финансовую поддержку от бизнес-партнеров и льготные условия от региональных IT-компаний. В одном стартапе команда студентов откроет кафе в знаковом для города музейном центре «Площадь мира». Два других проекта направлены на создание на территории кампуса университета кухни по производству и доставке выпечки и пиццы.

    Еще одно направление деятельности «Гастрономического R&D-парка» — инновационная площадка коллективного пользования «Университетская сити-ферма», где уже выращиваются первые образцы.

    «Гастропарк в 2022 году — это, в первую очередь, отработка традиционных бизнес-форм в индустрии гостеприимства, привлечение в отрасль талантливых, молодых, инновационных предпринимателей и, как следствие, изменение образа индустрии, повышение технологичности, инновационности и наукоемкости в этом бизнесе — от создания цифровых сервисов до автоматизации бизнес-процессов», — отмечает Наталья Бахова, руководитель стратегического проекта «Гастрономический R&D-парк».

    Активно ведется работа и по другому стратегическому направлению программы «Приоритет 2030» — Digital Humanities Research Institute (Институт цифровых гуманитарных исследований). Скоро будет запущен сайт-агрегатор историко-культурного наследия Ангаро-Енисейского региона. С осени в учебную программу будет введен специальный онлайн-курс для студентов гуманитарных специальностей, который сейчас записывается.

    «Наш университет является штаб-квартирой Российской ассоциации цифровых гуманитарных наук. Мы открыты к сотрудничеству и с частными лицами, готовыми предоставить для оцифровки уникальные артефакты и документы», — говорит руководитель стратегического проекта Digital Humanities Research Institute  СФУ Андрей Володин.

    Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ БелГУ) в 2021 году приступил к реализации 30 проектов. До конца 2022 года планируется утвердить еще 15 инициатив.

    Университет обеспечивает привлечение в регион крупных индустриальных партнеров для реализации масштабных проектов. Например, подписано трехстороннее соглашение между ПАО МАК «Вымпел» (концерн «Алмаз – Антей»), вузом и Правительством Белгородской области о создании в регионе сети карбоновых полигонов и проведении совместных исследований.
    Для подготовки кадров в интересах ключевых работодателей региона реализовано 56 сетевых образовательных программ.

    «Значительное внимание мы уделяем проектам, связанным с повышением открытости университета, его востребованности как коммуникационной платформы для разворачивания широкого спектра социально значимых активностей, в том числе сетевых, в интересах Белгородской области и продолжим настройку системы дополнительного профобразования под актуальные запросы граждан и работодателей региона», — отметил ректор НИУ «БелГУ», профессор Олег Полухин.

  • Будущих инженеров и конструкторов обучают основам кибербезопасности

    Выпускники технических вузов страны должны обладать сильными компетенциями по защите критической инфраструктуры, отечественных промышленных и информационных систем. О необходимости создания специальных модулей по кибербезопасности для технических вузов и факультетов на заседании попечительского совета фонда «Талант и успех» говорил и Президент РФ Владимир Путин. Сегодня подготовкой специалистов в сфере кибербезопасности занимаются многие российские университеты в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Информационная безопасность», «Информатика и вычислительная техника» и «Электроника, радиотехника и системы связи».

    Стоит отметить, что IT-направления подготовки входят в число приоритетных из-за высокой востребованности таких специалистов на рынке труда. Год от года растет число бюджетных мест по профильным укрупненным группам специальностей и направлений (УГСН). Так, по УГСН «Информатика и вычислительная техника» в прошлом учебном годы было выделено более 42,7 мест, в этом году их количество было увеличено на 6,1 тыс., а в новом 2022/2023 учебном году на бюджет смогут поступить почти 49 тыс. выпускников.

    По УГСН «Информационная безопасность» число бюджетных составляло 7,6 тыс. в 2020/2021 учебном году и 8,8 в текущем учебном году. В 2022/2023 году количество мест будет увеличено до почти 9 тыс. Увеличение числа мест на бюджете происходит и по УГСН «Электроника, радиотехника и системы связи»: 16,4 тыс. в 2020/2021 учебном году, 17,9 тыс. в 2021/2022 и почти 18 тыс. в 2022/2023.

     

    Четверть века подготовки специалистов по кибербезопасности

    Кафедра «Информационная безопасность» была создана в Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н.Э. Баумана в декабре 1997 года. Практически за четверть века она стала ведущей кафедрой России в области подготовки специалистов комплексного обеспечения кибербезопасности.

    Как отмечает заведующий кафедрой, профессор Михаил Басараб, сегодня образовательные программы охватывают широкий спектр направлений, от математических аспектов до новейших систем защиты информации.  

    «Полученные знания позволяют выпускникам кафедры работать в крупнейших IT-корпорациях, финансовых структурах, в компаниях, производящих программное обеспечение, электронную и микросистемную технику, а также на предприятиях ракетно-космической отрасли и государственной службе» — отмечает Михаил Басараб.

    Помимо преподавателей вуза на кафедре работают ведущие ученые Российской академии наук и профильных научно-исследовательских институтов. Почти 25 лет они передают студентам свой уникальный опыт и фундаментальные знания в области дискретной математики, криптологии, аппаратного и программного обеспечения вычислительных систем и сетей, схемотехники специальных электронных устройств. При этом занятия зачастую проходят в интерактивном формате или по принципу обучения через исследования, что одновременно вовлекает молодежь в научную деятельность вуза.

    Так, аспиранты и студенты, наряду с сотрудниками МГТУ, активно участвуют в разработке многих важнейших научных программ разных направлений, от высокоуровневого программирования в современных операционных системах до новейших защищенных сетевых технологий глобального, корпоративного и локального назначения. Энтузиазм и компетенции разработчиков помогают создавать и развивать совершенно новые средства маскирования данных и обеспечения безопасности компьютерных сетей, а также защиты рабочих мест операторов спецсетей.

     

    С трудоустройством проблем не будет

    В Московском авиационном институте программа «Кибербезопасность инфокоммуникаций» совсем новая — учить по ней студентов направления «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» в вузе начали лишь с прошлого года. Сегодня основы защиты информационной инфраструктуры в МАИ изучают первые 50 будущих бакалавров и магистров.

    Выпускники нового для вуза направления будут владеть методами проектирования и диагностики защищенных инфокоммуникаций, защиты мобильных и веб-приложений, сетевых протоколов и электронной почты, администрирования вычислительных сетей и др. Поэтому проблем с трудоустройством у них точно не будет — такие специалисты сейчас нарасхват у ведущих отечественных компаний.

    «Стремительное развитие информационных технологий делает вопросы кибербезопасности чрезвычайно актуальными. IT активно внедряется во все сферы деятельности, в том числе и в аэрокосмическую отрасль. Поэтому в выпускниках МАИ — специалистах по кибербезопасности — заинтересованы сегодня не только крупные телекоммуникационные и IT-компании, такие как Яндекс, Mail.ru, HeadHunter, Сбер, но и предприятия Роскосмоса и другие лидеры авиационно-космической индустрии», — отмечает директор Института № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» МАИ Владимир Кирдяшкин.

    На 2022/2023 учебный год по этому образовательному профилю будет выделено 40 бюджетных мест для будущих бакалавров и 10 — для магистров.

     

    Программная инженерия и предотвращение киберпреступлений

    Специалистов по информационной безопасности готовят не только в столичных вузах. В Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) основам кибербезопасности обучают студентов нескольких направлений подготовки.

    Под руководством автора первого в России монографического исследования по защите цифровой экономики от киберпреступлений, директора Института математики и компьютерных наук Романа Дремлюги студенты ДВФУ не только изучают фундаментальную математику, но и получают знания в области современных информационных технологий и права кибербезопасности. Особое внимание уделяется специальным дисциплинам, таким как проектирование, эксплуатация и тестирование защищенных систем, управление рисками кибербезопасности, криптография.

    «Мы готовим специалистов, аналитиков и разработчиков в области защиты информации в компьютерных системах и сетях, способных выявлять угрозы информационной безопасности и оценивать риски потери данных, вырабатывать и внедрять меры противодействия угрозам несанкционированного доступа к данным. Кроме того, учим проектировать решения для защиты компьютерной информации, обеспечивать целостность, конфиденциальность и доступность данных», ― рассказал Роман Дремлюга.

    В вузе существует и такое совсем новое для России направление подготовки, как программная инженерия. Оно отвечает сложившейся в настоящее время мировой практике в области разработки программного обеспечения и представлениям о перспективах развития этой отрасли.

    «Компьютерные программы стали очень большими и сложными. Для их эффективной разработки и обеспечения дальнейшего жизненного цикла стало недостаточно традиционных подходов. Возникла потребность в специалистах, способных не только проектировать, кодировать и тестировать программные средства, но и оптимизировать процессы разработки программ», — отмечают в ДВФУ.

    Выпускники направления будут не только обладать знаниями алгоритмических языков и базовых структур данных, но и владеть соответствующими им шаблонами проектирования, различными технологиями программирования, умением проводить рефакторинг программного кода, разработку и анализ метрик качества программ. Это и делает их наиболее востребованными в IT-отрасли страны.

     

    Модуль для технических специальностей

    Разработкой дополнительных образовательных программ по кибербезопасности для студентов технических вузов и факультетов занимаются по поручению Президента РФ Владимира Путина и специалисты Научно-технологического университета «Сириус». Создание таких учебных модулей поможет решить проблему дефицита кадров в области информационной безопасности, показатель которого сегодня — 15 тыс. человек в год.

    «Будущие инженеры и конструкторы, независимо от направлений деятельности, должны иметь сильные компетенции по защите нашей критической инфраструктуры, отечественных промышленных, информационных и финансовых систем. Это не только даст быстрый прирост специалистов по информационной безопасности, но и обеспечит защиту будущих инженерных и информационных систем. Совместно с компаниями мы готовы апробировать такие модули и передать материалы для их внедрения в другие университеты», — отмечает проректор по образованию Научно-технологического университета «Сириус» Лилия Кирьянова.

    Ускоренные модели подготовки будут апробированы в летних школах «Сириуса», после чего внедрены в образовательные программы вузов по всей России. Первые занятия по кибербезопасности университет проведет в августе этого года, старт приема заявок на участие будет открыт на сайте «Сириуса» 20 июня.  

Архив новостей

  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Пройди on-line тестирование для получения сертификата пользователя!

Вход в личный кабинет