Новости образования

RSS
  • Концепция казачьего образования и преподавания истории казачества в школах стали темой круглого стола в Совете Федерации

    На заседании круглого стола «Правовое обеспечение развития системы непрерывного казачьего образования в Российской Федерации» подняли такие вопросы, как разработка концепции казачьего образования и кадетского казачьего образования, методические рекомендации по составлению учебных планов и взаимодействию казачьих образовательных учреждений с другими вузами, культурными и общественными организациями, а также концепцию преподавания истории в школах. 

    По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирины Рукавишниковой, введение казачьего компонента в систему образования позволяет не только сформировать нужные компетенции у учащихся и студентов, основанные на знании и понимании истории, традиций российского казачества, но и реализовать важный социальный аспект поддержки детей из неполных, малообеспеченных семей, детей-сирот.

    «Для примера, в моем родном регионе — в Ростовской области — доля таких деток, обучающихся в кадетских корпусах, на сегодняшний день составляет 60%. Очень важно, что все они получают своеобразный социальный лифт в дальнейшую жизнь и возможность проявить себя на военной и государственной службе. Наверное, показатель в 90% выпускников кадетских корпусов Ростовской области, поступающих в престижные вузы страны, говорит сам за себя», — отметила Ирина Рукавишникова.

     

    На 1 октября этого года в Российской Федерации функционирует более 2,5 тысяч образовательных организаций, реализующих казачий компонент на уровне начального, основного и среднего общего и профессионального образования. Это на 508 образовательных организаций больше по сравнению с 2019 годом. В них обучаются 262 тысячи человек.   

    Вузов с казачьим компонентом в России сегодня 18, они представлены в 19 субъектах страны. Девять из них находятся в ведении Минобрнауки России, еще пять — Минсельхоза России и четыре — Минтранспорта России. 

    Как отметила заместитель Министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина, система образовательных организаций, реализующих казачий образовательный компонент, выстраивается сейчас на всех территориях исторического проживания казачьих войск.

    «Основу казачьего образования составляет обеспечение единства обучения и воспитания, создание условий личностной и профессиональной самореализации в контексте казачьих традиций. В ноябре 2020 года Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий на 2021–2023 годы по реализации новой стратегии. В нем предусмотрены, в том числе, мероприятия по научному изучению истории российского казачества, противодействию фальсификации истории России, связанной с историей российского казачества, развитию системы непрерывного образования казачества России, подготовке кадрового резерва для казачьих обществ», — отметила Елена Дружинина.  

    Перечисленные мероприятия осуществляются в рамках созданной постоянной комиссии по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, которую возглавляет Министр науки и высшего образования Валерий Фальков. В мае этого года при комиссии была создана Ассоциация казачьих вузов, реализующих казачий компонент. 

     

    Значимость создания данной ассоциации отметил казачий генерал, атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда. По его словам, это, среди прочего, позволит выполнить задачу, которую поставил Президент России в Стратегии государственной политики в отношении российского казачества — готовить кадры для казачьих обществ. 

    Также во время заседания круглого стола был поднят вопрос о подготовке единой концепции преподавания истории российского казачества. На данный момент она уже разработана и в ближайшее время будет представлена и утверждена на встрече Ассоциации казачьих вузов. 

    Кроме того, Елена Дружинина обратила внимание на то, что рабочей группой, созданной в рамках Федерального агентства по делам национальностей, подготовлен к рассмотрению Государственной Думой законопроект «О развитии российского казачества». 

    «Его принятие позволит конкретизировать Дорожную карту по реализации стратегии развития казачьего образовательного компонента в организациях высшего образования, которая разрабатывается с участием членов Ассоциации казачьих вузов», — подчеркнула замминистра.

  • Успешные женщины рассказали школьницам Санкт Петербурга о возможностях в сфере ΙΤ и кибербезопасности

    В Санкт-Петербургском Федеральном исследовательском центре РАН (СПб ФИЦ РАН) прошел интерактивный мастер-класс «IT-девичник». Основной его целью стало вовлечение школьниц в фундаментальную науку в сферах информационных технологий и кибербезопасности. 

    Мероприятие для 30 учащихся 8–9 классов провели исследовательницы СПб ФИЦ РАН и Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ»). Школьницам рассказали о возможностях, которые существуют в сфере ΙΤ и кибербезопасности.  

    «Идея «IT-девичника» возникла буквально из воздуха, сложилась, как мозаика, из наблюдений: девушек в информационных технологиях и кибербезопасности, а также среди руководителей лабораторий и научных проектов, все еще меньше, чем мужчин. В разговорах с коллегами также всплывала тема, что неплохо бы включить в коллектив больше талантливых девушек. Кроме того, мы имеем для этого необходимый опыт и возможности», — рассказывает соавтор проекта, старший научный сотрудник СПб ФИЦ РАН Елена Федорченко.

     

    В первый день «IT-девичника» прошли онлайн-лекции, успешные представительницы сферы ΙΤ ответили на вопросы школьниц. В частности, перед учащимися школ выступили Наталья Стаханова, профессор Университета Саскачевана (Канада), директор лаборатории The CyberLab, вошедшая в топ-20 женщин Канады в сфере информационной безопасности, Екатерина Попова, менеджер проектов из корпорации DXC Luxoft, и Екатерина Петрова, сотрудник международной компании JetBrains и амбассадор WomenTechmakers. 

    После лекций участницы мероприятия посетили несколько лабораторий СПб ФИЦ РАН, где научные сотрудники познакомили их со своими проектами и особенностями работы ученого.

    В следующие два дня школьницы приняли участие в квесте «Найди меня, если сможешь» на территории СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Им нужно было подобрать пароль к флешке,  определить по фотографии место, где спрятаны подсказки, а также разгадать пин-код к мобильному телефону и найти на нем зашифрованное сообщение.

    «Придумывая сюжет квеста, нам хотелось не только дать его участникам решить интересные задачи, но и погрузить их в атмосферу «ЛЭТИ» и показать необычную архитектуру его корпусов», — поясняет соавтор проекта, доцент СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Евгения Новикова.

    Для участниц девичника также запущен сайти инстаграм-каналсо справочной информацией. В дальнейшем организаторы «IT-девичника» планируют сделать мероприятие ежегодным.

    Отметим, что активному участию женщин в разных сферах жизни и профессиях с каждым годом уделяют все больше внимания. В частности, на третьем Евразийском женском форуме Президент России Владимир Путин отметил, что активность женщин в поиске ответов на глобальные и локальные вызовы, участие во всех сферах жизни служит общим интересам, и сегодня это ключевой фактор прогресса, изменений к лучшему — как в рамках отдельных государств, так и на всей планете.

     

    В Минобрнауки в октябре также запущен наставнический проект «Женская лига», направленный на поддержку девушек в профессиональной среде. На данный момент продолжается прием заявок для участия в нем, подробнее — по ссылке

    Благодаря проекту у студенток российских университетов появилась возможность пообщаться с женщинами-лидерами из разных сфер, а также получить рекомендации по поводу своей карьерной траектории. Сейчас в проекте принимают участие свыше 50 наставниц, среди которых заместитель Министра труда и социальной защиты Ольга Баталина, заместитель Министра культуры РФ Ольга Ярилова, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам Светлана Журова, общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса Анастасия Татулова, Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, генеральный директор Политехнического музея Елена Проничева и другие.

  • Минобрнауки России разработало изменения в закон Об образовании касающиеся прохождения практической подготовки студентами

    Согласно новому документу, студенты смогут проходить практическую подготовку не только у юридических лиц, но и у индивидуальных предпринимателей.

    Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разработан в соответствии с поручением Президента РФ, а также заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко. Новый закон обеспечит возможность учащимся вузов проходить практическую подготовку у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по профилю образовательной программы.

    Ознакомиться с проектом закона можно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

    В настоящее время в законе «Об образовании» не раскрыто понятие организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в которых для обучающихся может быть организована практическая подготовка. Законопроектом Минобрнауки России предлагается ввести понятие «профильные организации», которыми будут считаться юридические лица, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, которые осуществляют деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

    Изменения в закон устранят ограничения при получении студентами практических знаний, особенно по направлениям, относящимся к реальному сектору экономики. Немалое количество индивидуальных предпринимателей осуществляют свою деятельность в текстильной и легкой промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве. Новый документ позволит им передавать свой опыт студентам.

  • В России привито порядка 75 преподавателей и сотрудников вузов

    Об этом сообщил Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в ходе совещания Президента России Владимира Путина с членами Правительства РФ. Основной темой стало предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции и наращивание темпов вакцинации. Глава Минобрнауки России подвел итоги работы вузов в период нерабочих дней и рассказал о ходе вакцинации в российских университетах.

    Валерий Фальков подчеркнул, что режим нерабочих дней позволил снизить количество заболевших Covid-19 среди студентов и преподавателей – в период с 30 октября по 8 ноября зафиксировано на 33% меньше случаев заболевания.
    «С 30 октября вузам и научным организациям было дано право проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удаленном формате с применением дистанционных технологий в зависимости от эпидемиологической ситуации в каждом конкретном регионе. Согласно нашему оперативному мониторингу, 65% вузов выбрали удаленный формат работы. Еще 27% – самостоятельную работу, 6% – использовали смешанный формат, 2% – объявили о переносе каникул. Общим решением для вузов стала отмена массовых внеучебных мероприятий», – сказал глава ведомства.

    Валерий Фальков отметил, что на данный момент при образовательных и научных организациях работают почти 1000 пунктов вакцинации. Таким образом, преподаватели и студенты более 80% вузов имеют возможность привиться в университете.

    «В целом уровень вакцинации преподавателей и сотрудников составляет 75%. Среди студентов показатель вакцинации постоянно растёт и на сегодняшний день составляет 32%», – сообщил Министр.
    Он подчеркнул, что в вузах продолжается информационная кампания, в рамках которой лидеры студенческого самоуправления, молодежные медиа и студенческие СМИ, а также преподаватели и ректоры рассказывают о пользе вакцинации.

    Глава Минобрнауки России добавил, что в связи с тем, что в регионах ситуация с распространением COVID-19 складывается по-разному, ведомство выпустило приказ об организации работы вузов с учетом эпидемиологической обстановки. Он позволяет образовательным организациям самим определять формат работы.

  • Россия и Сирия развивают научно образовательное сотрудничество

    Перспективы создания в Сирии научно-исследовательского центра глазных болезней обсудили на встрече Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова с Патриархом Сиро-яковитской православной церкви Игнатием Ефремом II и Чрезвычайным и Полномочным Послом Сирийской Арабской Республики в РФ Риядом Хаддадом. Участие в обсуждении также принял председатель комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
    «Мы поддерживаем эту инициативу. Научные исследования в медицине должны быть неразрывно связаны с образованием и передачей опыта студентам, у которых есть стремление к лечебному делу и желание помогать пациентам», — подчеркнул Валерий Фальков.
    Игнатий Ефрем II отметил высокий уровень развития медицинских наук в России, в том числе в области офтальмологии.

    «Офтальмология — это та область, знания в которой необходимы не только нашей стране, но и всему региону. Для этого требуется создать специализированный центр, где будут сочетаться наука и практика и, наряду с хирургическими операциями для лечения пациентов, будет проходить обучение специалистов. Мы хотим подготовить врачей и ученых, которые смогут помочь народу Сирии, благодаря опыту Российской Федерации», — прокомментировал Патриарх.

    Валерий Фальков подчеркнул значимость научно-образовательного сотрудничества России и Сирии: начиная с 1956 года более 35 тысяч сирийцев получили образование в российских университетах, а сирийские исследователи и преподаватели успешно сотрудничают с российскими научными организациями.
    В ходе встречи Посол Сирии Рияд Хаддад поблагодарил Министерство науки и высшего образования РФ за работу с сирийскими студентами, обучающимися в России, внимание к их просьбам и проблемам, а также оперативное реагирование на запросы о подготовке студентов по актуальным для экономики Сирии специальностям.
    «Хочу также выразить благодарность за выделение квот для сирийских студентов, количество которых превышает 500 мест в год», — заключил Посол.

Архив новостей

  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Пройди on-line тестирование для получения сертификата пользователя!

Вход в личный кабинет