Образовательные учреждения

 

Университет 

     Основные положения по данному вопросу см. в ст. 9 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".  

        
     Университет - высшее учебное заведение, которое: 

  • реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
  • осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
  • выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
  • является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

               
     В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследовательский университет". 
     
     Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен Правительством Российской Федерации категории "национальный исследовательский университет".

 

Университетские комплексы (высшее профессиональное образование)   

     Основные положения по данному вопросу см. в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года N 71.

     С целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения.
     
     Аналогичный комплекс может создаваться также на базе академии.
     
     Указанные комплексы как единые юридические лица создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации, а также по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
     
     Финансирование образовательной и научной деятельности федеральных университетских комплексов осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственными заданиями на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников.
          
     Университетский комплекс на базе образовательного учреждения высшего профессионального образования (университета, академии) как единое юридическое лицо создается, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
     
     Университетский комплекс может создаваться путем реорганизации различных государственных образовательных, иных учреждений и некоммерческих организаций.


Академия 

      Основные положения по данному вопросу см.в ст. 9 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".  
 
     Академия - высшее учебное заведение, которое: 

  • реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; 
  • осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
  • выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
  • является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. 

 

 

Институт 

     Основные положения по данному вопросу см. в ст. 9 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".  
  
     Институт - высшее учебное заведение, которое:     

  • реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
  • осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
  • ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. 

 

 

 

Военное образовательное учреждение 
 

     Военнослужащие - граждане имеют право на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования (в том числе на получение послевузовского образования) и на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих - ст.19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Виды высших военно-учебных заведений:      

  • военная академия;
  • военный университет;
  • военный институт.

 

 

Учреждения профессионального религиозного образования

 

     Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

     Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности. 

 

 

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

 

 Основные разработчики программы - Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

 

 Цели и задачи программы

Цельюпрограммы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации

Задачами программы являются:

  • модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 

Целевыми индикаторами программы являются:

  • уровень доступности образования, в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья;
  • уровень соответствия образования современным стандартам.

 

Программа будет реализована в 2011-2015 годы в два этапа.

На первом этапе (2011-2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионально-педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий, а также с учетом иных параметров, которые покажут значимость в ходе исследований и практических мероприятий на первом этапе.

На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования ИКТ. Также будут определены основные позиции по целям и задачам Федеральной целевой программы развития образования на следующий период.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности 

Формирование долгосрочной тенденции дополнительного прироста реального валового внутреннего продукта (ВВП) примерно на 1-2 процента ежегодно.

Увеличение производительности труда, в первую очередь, в наукоемких и высокотехнологичных отраслях экономики Российской Федерации не менее чем на 10 процентов.

Повышение вклада наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации в ВВП не менее чем на 8 процентов (по отношению к текущему уровню).

Увеличение доли образовательных услуг в ВВП не менее чем на 7 процентов (по отношению к текущему уровню).

Снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование (на 16 процентов относительно 2010 года).

Снижение затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязвимых групп населения (на 8-12 процентов).

В результате выполнения Программы в системе образования будет обеспечено:

  • создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования;
  • внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
  • предоставление в электронном виде гражданам и организациям значительной части государственных услуг в сфере образования;
  • внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;
  • создание ресурсов и программ для одаренных детей.

 

В ходе реализации Программы будет сформирован вектор на инновационное развитие образования. Будут обеспечены:

  • поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
  • подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации);
  • оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования;
  • формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики;
  • повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;
  • кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий.

 

При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования. Будут обеспечены:

  • внедрение и поддержка механизмов частного государственного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;
  • внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;
  • увеличение объемов финансирования  программ развития вузов из внебюджетных источников.

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Пройди on-line тестирование для получения сертификата пользователя!

Вход в личный кабинет