Управление в сфере образования

 

Органы управления образованием 


     1. В Российской Федерации могут создаваться и действовать государственные и муниципальные органы управления образованием:

  • федеральные (центральные) государственные органы управления образованием; 
  • федеральные ведомственные органы управления образованием;
  • государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием. 

     
     2. Основные положения по данному вопросу см. ст. 37 Закона РФ "Об образовании" и главу III "Управление системой образования" Закона РФ "Об образовании".
     
     Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации 

     1. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений 

              
     Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Минобразования РФ преобразовано в Министерство образования и науки Российской Федерации, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.      

 

Государственная аккредитация образовательных учреждений

     1. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами. 
     
     2. Основным нормативным актом по данному вопросу является Федеральный закон "Об образовании" (статья 33).     
     
     Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

 

Государственная аттестация образовательных учреждений 

     1. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
     
     Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.
     
     2. Основные положения по данному вопросу см. в пп. 19-24 статьи 33 Федерального закона "Об образовании".

     3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которая осуществляет  аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов. 

 

Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.
    
     Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

     Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.     

     Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим государственным органом управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях.
     
    Для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:
     а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;
     б) копию устава образовательного учреждения;
     в) копию лицензии на образовательную деятельность;
     г) учебный план образовательного учреждения;
     д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;
     е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3 последних лет;
     ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности (представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения). 

     Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. 

 

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского образования 

     1. Основные положения по данному вопросу см. в Федеральном законе "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ст.7); Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (ст.5); постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 142 "Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов"; письме Министерства Образования РФ от 19 мая 2000 года N 14-52-357ин/13  "О порядке формирования основных  образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных  образовательных стандартов" .

               
     Государственные образовательные стандарты
 начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (далее - государственные образовательные стандарты профессионального образования) включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения (организации).

 

     Государственные образовательные стандарты профессионального образования  утверждаются не реже 1 раза в 10 лет.
     Государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования, и при участии работодателей или объединений работодателей, а также представителей научных сообществ.

 

Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования  
     

     1. Основные положения по данному вопросу см.в ст.26 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".  

     Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования направлен наобеспечение единой государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов, рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на финансирование системы высшего и послевузовского профессионального образования.      
      Контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.    

     
     2. Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем:
     а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
     б) анализа причин возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования;
     в) воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации в области образования.
              
     Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят выездные (инспекционные) и камеральные проверки.
     
     Если по результатам контроля качества подготовки обучающихся и выпускников выявлено несоответствие качества подготовки государственным образовательным стандартам, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, вправе направить в высшее учебное заведение, образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, научную организацию и их учредителям обязательное для исполнения предписание об устранении указанного несоответствия.
         
     В случае неисполнения указанного предписания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, вправе приостановить действие лицензии, выданной им высшему учебному заведению, образовательному учреждению дополнительного профессионального образования, научной организации, полностью или в части осуществления образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, и (или) законодательства Российской Федерации в области образования.

     Если в установленный срок выявленное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензии принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и может быть оспорено в суде.

 

Государственные образовательные программы 


     Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности (см. в статье 9 Закона РФ "Об образовании").
     
     Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.     
          
     В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

  • общеобразовательные (основные и дополнительные);
  • профессиональные (основные и дополнительные).


     Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

     К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.


     Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

     К профессиональным относятся программы:

  • начального профессионального образования;
  • среднего профессионального образования;
  • высшего профессионального образования;
  • послевузовского профессионального образования.


     Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

     Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

 

Исключение из образовательного учреждения 

     Исключение из учебного заведения является мерой дисциплинарного взыскания. 
  
     По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
    
     Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

     Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства    
     
     Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления.

     Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
     
     Студентам, отчисленным из учебных заведений среднего профессионального образования, выдается академическая справка.
 
     Академическая справка не выдается студентам, отчисленным из образовательного учреждения до окончания первого семестра и/или не аттестованным ни по одной дисциплине при промежуточной аттестации после первого семестра.
     
     
     Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, а также отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы, если к моменту отчисления из указанных образовательных учреждений они достигли возраста 18 лет, не выслужили установленного срока военной службы по призыву и не имеют права на увольнение с военной службы, на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, направляются для прохождения военной службы по призыву.

     В этом случае в срок военной службы военнослужащим засчитываются:

  • продолжительность военной службы по призыву до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования;
  • продолжительность военной службы по контракту до поступления в военное образовательное учреждение профессионального образования из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву; 
  • продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву.

     
     Военнослужащие мужского пола, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигшие возраста 18 лет, увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат для постановки на воинский учет и в дальнейшем призываются на военную службу на общих основаниях. В случае увольнения указанных лиц по основаниям, предусмотренным в настоящем пункте, в срок военной службы по призыву им засчитывается продолжительность военной службы во время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования из расчета два дня военной службы в указанном образовательном учреждении за один день военной службы по призыву.

 

Компетенция и ответственность образовательного учреждения 


     1. Основные положения по данному вопросу см. ст.32 Федерального закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1.

     Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
       
     Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.
          
     Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
     1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

     2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;
     3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

     4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
     5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 

В вашем учебном заведении

Если ваше учебное заведение является участником нашей Программы информационной поддержки учебных заведений России, вы можете работать с информационно-справочными системами непосредственно в учебном здании (ярлык «Кодекс» или «Техэксперт» установлен на компьютерах на профильных кафедрах, в компьютерном классе или библиотеке).

Пройди on-line тестирование для получения сертификата пользователя!

Вход в личный кабинет